Урок ОБЖ в 8 классе.


Тема: Обеспечение химической защиты населения

Цель урока: Познакомить учащихся с общими мероприятиями, проводимыми в стране и регионе для защиты населения от химических аварий.

Изучаемые вопросы

1. Общие мероприятия по защите населения от химических аварий.

2. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.

3. Разработка рекомендаций по правилам безопасного поведения при химических авариях на ХОО Каменского района.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проигрыватель, прибор для получения газов, противогаз ГП - 5, ОЗК, измерительная лента

Материалы: марля, вата, хлорид аммония, гидроксид кальция

Ход урока

          В настоящее время химическая промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике страны. Несомненно, что она будет развиваться и дальше, удовлетворяя потребности населения и промышленности в различных видах товаров и материалов, а значит, будет расти количество химически опасных предприятий. Соответственно необходимы усилия направленные на повышение уровня химической безопасности населения, особенно проживающего в местах, где расположены химически опасные объекты. Такие объекты есть и в Каменском районе. Поэтому тема нашего занятия, очень актуальная «Обеспечение химической защиты населения», запишите ее в тетрадь.

Слайд №1 «Обеспечение химической защиты населения»

-  Ребята, как вы уже знаете на территории Российской Федерации  функционирует свыше 3.3 тыс. химически опасных объектов ХОО.

-  А какие объекты называются ХОО?

   (ХОО - предприятие, на котором при аварии могут произойти поражения людей, животных и растений, а также химическое загрязнение окружающей среды)

-   Какие ХОО расположены на территории  Каменского района?

( ООО «Каменка-молоко-2», филиал ООО «Николаевская ТНК», «Каменский райпищекомбинат», ЗАО «Каменский пивзавод»).

- Какие АХОВ на них используются?

(аммиак, хлор)

- Почему эти вещества относятся к АХОВ?

  (АХОВ - химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражения людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов)

- Ребята возможно ли возникновение аварийной ситуации на этих предприятиях?

(да)

- В результате чего может произойти химическая авария?

   (Нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, высокая степень его износа, несоблюдение мер безопасности, низкая производственная дисциплина)

- А какие структуры, занимающиеся обеспечением безопасности жизнедеятельности населения, вы знаете?

(МЧС, РСЧС, ГОЧС)

(ГОЧС - управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций, МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)

      Обеспечением защиты населения  в случае ЧС занимаются местные органы власти и ГОЧС. Пензенская область входит в территориальную подсистему РСЧС.

Слайд №2 «Территориальная подсистема РСЧС Пензенской области»

Данные структуры  разрабатывают комплекс мероприятий по химической защите населения.

Слайд №3 «Мероприятия по химической защите населения»

 Рассмотрим более подробно данные мероприятия

        Для оповещения населения подается сигнал «Внимание всем!»

(звучит сирена)

Слайд№4 «Сигналы оповещения»

 - С помощью каких способов можно оповестить население?

Слайд№5 «Способы оповещения»

    После подачи сигнала «Внимание всем!» осуществляется передача информационного сообщения.

(звучит запись информационного сообщения)

 Пример информационного сообщения при выбросе аммиака:

           «Внимание! Говорит управление по дела гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района.

             Граждане! В результате аварии произошел выброс аммиака, являющегося опасным химическим веществом. Образовалось облако зараженного воздуха, которое распространяется в юго-восточном направлении.

             В зону заражения попадают населенные пункты с.Максимовка и с.Владыкино. Населению, проживающему в названных пунктах, необходимо срочно их покинуть. Наиболее безопасные пути следования в северо-восточно направлении. При невозможности покинуть зону заражения из помещений не выходить, плотно закрыть двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Не укрывайтесь на верхних этажах.  Сообщите об аварии соседям и помогите больным и престарелым.  Перед выходом из дома наденьте ватно-марлевые повязки, смоченные в 2 % - ном растворе лимонной или уксусной кислоты. Следите за нашими сообщениями».

         Одним из эффективных способов защиты населения является использование средств индивидуальной защиты.

Слайд №6 «Средства индивидуальной защиты населения»

Для защиты органов дыхания используются

Слайд №7 «Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Наиболее распространены противогазы ГП - 5 и ГП - 7.

Вспомним из каких основных частей состоит противогаз ГП - 5?

Слайд №8 «Гражданские противогазы»

Определим рост шлем-маски противогаза ГП - 5.

Для определения роста сантиметровой лентой измеряют вертикальный обхват головы - от макушки, через щеки и подбородок. Измерения округляют до 0,5 см.  По величине обхвата определяют рост шлем - маски.

Слайд №9 «Подбор шлем-маски противогаза ГП - 5»

Полученное значение запишем в дневник.

      Средства защиты органов дыхания выдаются населению, проживающему вблизи наиболее крупных ХОО, мы же должны уметь изготовить простейшие средства защиты,  например ВМП.

Изготовим ВМП.

Слайд №10 «Порядок изготовления ВМП»

      Для увеличения защитных свойств ВМП пропитывается 2 - 5% раствором пищевой соды (для защиты от хлора), 2% раствором лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).

      Решим задачу:

      Рассчитайте массу уксусной кислоты необходимую для пропитывания ВМП, если требуется приготовить 300 г 2% -ного раствора.

Для защиты кожи используются

Слайд №11 «Средства индивидуальной защиты кожи»

       Специальная защитная одежда используется только личным составом формирований гражданской обороны, мы же должны уметь приспосабливать повседневную одежду и обувь для использования их в качестве подручных средств для защиты кожи. Для этого одежду пропитывают специальным раствором. Раствор готовится следующим образом: берется 2 л воды и нагревается до 60 -70 оС. Затем растворяется в ней 250 - 300 г измельченного хозяйственного мыла, добавляется 0,5 л минерального или растительного масла и вновь подогревается до прежней температуры. В приготовленном растворе замачивается одежда, слегка выжимается и просушивается на ветру.

Демонстрация подручных средств защиты кожи.

Слайд №12 «Приготовление раствора»

          Население, проживающие в районах расположения ХОО, в некоторых случаях при возникновении химической аварии и чрезвычайной ситуации может укрываться в защитных сооружениях ГО, в которых предусмотрена

герметичность помещений, используемых в качестве временных укрытий.

Слайд №12 «Защитное сооружение»

          Немаловажное значение  в деле обеспечения химической защиты имеет обучение населения (в т.ч. школьников) правилам поведения на случай аварии на ХОО.

           Допустим  на ХОО г. Каменки произошла авария с выбросом аммиака, предлагаю составить план действий, используя рекомендации специалистов МЧС России (стр. 126 учебника).

              В начале заслушаем сообщение «Газ аммиак» и получим аммиак в лабораторных условиях.

             1. Оповещение. Подается сигнал «Внимание всем!»

 - Какие сигналы оповещения существуют в нашей школе?

             2. Информирование.

 Включается телевизор или радиоприемник для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.

Слайд № 13 «Оповещение об аварии»

             3. Без промедления надеть индивидуальные средства защиты:

противогазы (Защищают ли противогазы ГП-5, ГП-7 от аммиака?) Посмотрим таблицу «Защитные свойства фильтрующих гражданских противогазов от АХОВ» стр.123.; при их отсутствии - ватно-марлевые повязки или любые подручные изделия из ткани (платки, шарфы), смочив их 2%  - ным раствором лимонной или уксусной кислоты.

Слайд №14 «Защитные свойства фильтрующих гражданских противогазов»

Почему ВМП смачивается этими веществами?

            - Что необходимо сделать при выходе из дома?

            4. Закрыть двери, окна, форточки.

            5. Отключить нагревательные и бытовые электроприборы, газ, погасить огонь в печах

Слайд №15 «Правила поведения»

            6.  Приготовить теплую одежду и питание.

            На сколько дней готовится запас продуктов?

            (трехдневный запас)

            Какими они должны быть?

            (нескоропортящиеся)

           -  Как надо одеться перед выходом?

            7. Перед выходом одеться так, чтобы по возможности максимально защитить кожный покров: надеть какую-либо плотную верхнюю одежду, головной убор, шарф, перчатки резиновые сапоги.

           Помочь одеться престарелым и детям.

Слайд №16 «Правила поведения»

            8. Укрыться в ближайшем защитном сооружении или покинуть район аварии.

Слайд №17 «Правила поведения»

          - В каком направлении надо выходить из зоны заражения?

Слайд №18 «Выход населения из зоны возможного заражения»

          8. Выходить из района заражения в указанном направлении или в сторону перпендикулярную направлению ветра, желательно на хорошо проветриваемый участок местности, на расстояние не менее 1.5 км от места проживания, где и следует находиться до получения дальнейшей информации.

         - Как следует поступить если нет возможности выйти из района аварии?

Слайд №19 «Правила поведения»

          9. Если нет возможности выйти  из района аварии, оставаться в помещении, плотно закрыв окна и двери, дымоходы, вентиляционные отдушины. Зашторить входные двери, используя одеяла или любые  плотные ткани. Загерметизировать помещение: заклеить щели в окнах и стыки рам пленкой, лейкопластырем или обычной бумагой, заткнуть мокрыми тряпками.

          Как выбрать место укрытия в зависимости от свойств АХОВ?

Слайд №20 «Задача»

Сравниваем молярную массу газа  с молярной массой воздуха, если она меньше, нужно укрываться в полуподвальных или подвальных помещениях, при большем значение необходимо подняться на верхние этажи здания или высоты.

     Решим задачу:

      Определите место укрытия от аммиака (М(возд) = 29 г/моль).

       10. Оказать само - и взаипомощь при поражении АХОВ.

Слайд №21 «Правила оказания первой помощи»

  Ребята, мы разработали план действий на случай химической аварии с выбросом аммиака. Но в настоящее время в промышленности, существует более 100 АХОВ, поэтому мы должны знать свойства, отличительные признаки и потенциальную опасность АХОВ, используемых на объектах экономики, расположенных в месте нашего проживания, способы защиты от поражения ими, уметь действовать при возникновении аварии, оказывать первую помощь пострадавшим.

Слайд №22 «Домашнее задание»

     Домашнее задание: Используя рекомендации специалистов МЧС России (стр. 126 учебника) составить план действий, если произошла авария транспортного средства перевозящего хлор на участке дороги г.Каменка - с.Анучино и выполнить задание, находящиеся в папке «ОБЖ» ( Папка «8 класс» - файл «Аварии на ХОО»).


                                                       Преподаватель ОБЖ  МОУ СОШ

                                                       с. Владыкино  Буркин А.А.

 

 

 

 

Обобщающий урок

 по теме «Арифметическая прогрессия»

Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать об арифметической прогрессии.

                     2. Научить решать задачи с применением знаний об арифметической                 прогрессии.

                     3. Познакомить учащихся с историческим материалом.

                     4.Развитие математическое мышление.

                     5.Воспитание культуры математической речи.

Ход урока.

| Организационный момент

|| Тестирование:

   1.Арифметическая прогрессия – это последовательность…

   2.Разностью арифметической прогрессии называется…

   3. аn = …

   4. Sn=(a1…/….

   5. Sn= 2a1+d…/…

   6. Сумма двадцати первых членов арифметической прогрессии (сn), если с7=18,5 и       с17=    -26,5 равна : 5,5; 5; 5,3

Выполните вычисления и подчеркните правильный ответ.

||| Решение примеров на закрепление.

Заполните таблицу

№ п/п

а1

d

n

an

Sn

1

0

 

11

5

 

2

 

-0,6

17

9,5

 

3

0,5

 

 

18

333

4

 

 

14

140

1050

 

|V Работа с учебником.

(Применение арифметической прогрессии при решении различных задач)

№614, №616, №674, №675

(связь с другими предметами: с физической геометрией)

 

V. Задание по группам.

1 Вариант

(an) – арифметическая прогрессия

а20 = 1,7      а37  = 0

Найдите d

 

2 Вариант

Найдите сумму, слагаемые которой являются последовательные члены арифметической прогрессии:

2+6+10+…+198

 

3 Вариант

Найдите сумму десяти первых членов арифметической прогрессии:

2/3; 3/4; …

 

Дополнительное задание.

Найдите a50  (an) - арифметическая прогрессия, если S20 = 1000; S40 = 10000

 

V| Устная работа.

  1.Подберите формулу n-го члена конечной последовательности (сn):

3; 7; 11; 15; 19

 

n = 4n – 1, где 1 ≤ n ≥ 5]

 

2.      (an) - арифметическая прогрессия

a1 = 3, a10 = 10, a20 = 51

Найдите: а) сумму первых десяти членов прогрессии;

                 б) сумму членов с 11-го по 20-ый включительно

 

3.а) Число членов конечной арифметической прогрессии (an) равно 20, причем a1+ a20 = 5. Укажите еще несколько пар членов прогрессии (an), таких, что их сумма также равна 5.  Чему равна сумма этой прогрессии?

[ Sn = 50]

 

б) Последовательность (bn)- арифметическая прогрессия. Известно, что b2 + b14= 20, найдите S15

 

[b1+ b15 =b2 + b14 =20; Sn =150]

 

 

V||  Исторические сведения (выступления учащихся).

 

V||| Подведение итогов:

 1.Какие формулы повторили на уроке.

 2. Что еще нового узнали об арифметической прогрессии.

 3. Выставление оценок.

 

|X Домашнее задание: п.24-26 , №690, №687 (а), № 678 (а)

                                                      Учитель математики

                                                       Кулькова Надежда Михайловна


Урок физики в 7 классе.

Тема  урока: " Рычаг. Равновесие сил на рычаге"

Тип урока: изучение нового материала

Ведущие методы: объяснительно-иллюстративные, проблемные


Цель урока:  Сформировать представление о простых механизмах как устройствах, служащих для преобразования силы.

Задачи урока:
Образовательная:
познакомить учащихся с различными видами простых механизмов;

 рассмотреть  устройство и принцип действия рычага;
 выяснить условие  равновесия рычага.


Развивающая:
 способствовать развитию умения в проведении простейшей исследовательской работы, сравнивать, получать данные, анализировать,  делать выводы.

 способствовать развитию речи, логического мышления, развитие навыков применения математических закономерностей к решению физических задач.

Воспитательная:
 расширение кругозора  учащихся, повышение их познавательной активности;

воспитание целеустремленности в овладении знаниями; умение применять полученные знания на практике

 

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, экран, оборудование для эксперимента( штативы, рычаги, наборы грузов, линейки), , стол с различным предметами, рабочие листы, напольные весы, детские  качели ,презентация урока.

План урока :
1. Организационный момент -  1 мин.

2. Постановка познавательной проблемы. Объявление темы урока - 3 мин.

3. Изучение нового материала- 20 мин.

а) определение рычага;

б) теория рычага;

в)  правило равновесия рычага.

4. Закрепление -  20 мин.

5.  Подведение итогов урока. Домашнее задание  -  1 мин.

Ребята, у меня к вам есть предложение: давайте вместо  того, чтобы учиться,  отправимся в путешествие. Вы любите путешествовать?( да).   Тогда я предлагаю вам посетить один из островов Тихого океана, расположенный недалеко от Южной Америки, остров Пасхи. Итак, в путь!( слайд)

Мы приближаемся к нему все ближе, и вот этот маленький островок перед нами. ( слайд). Ежегодно он как магнит притягивает многочисленные взгляды туристов. Что же влечет их сюда? Нет здесь ни музеев, ни развлечений, но остров Пасхи полон загадок. Одна из них, каменные истуканы , встречает нас ( слайд) как когда-то,  в начале 20 века, встречала известного путешественника Тура Хейердала

( слайд). Вот что пишет он об увиденном в своей книге:

         « У подножия вулкана готовые идолы выстроились в ряды ( слайд), словно целая армия сверхъестественных существ. Многие истуканы достигают десяти метров. Мы немало потрудились, чтобы перебросить веревку через самые высокие головы, и лишь самые ловкие из нас отважились карабкаться по веревке вверх. Да, непросто даже без груза влезть на макушку исполина. Но еще труднее понять, как могли втащить наверх и водрузить на голову огромную шляпу( слайд), если учесть, что она тоже каменная и весила столько, сколько два взрослых слона. Как поднять двух слонов на высоту четырехэтажного дома( слайд), если нет подъемного крана. Наши механики только пожимали плечами. Мы чувствовали себя школьниками, которым задали непосильную задачу». ( слайд)

         Что же поразило путешественников?( Огромные размеры истуканов, как смогли надеть на их голову тяжелую шляпу?) Давайте предположим, каким образом можно было надеть на истуканов огромную тяжелую шляпу?( Сначала одевали шляпу, затем поднимали истукана; при помощи разных приспособлений) Очевидно, островитяне знали какие-то секреты. Один из таких секретов был известен еще  Аристотелю, а применил его  великий грек  Архимед.( слайд) Он использовал приспособление для поднятия тяжестей и грозился даже Землю с  его  помощью сдвинуть с места. Может быть кто-то из вас знает его известное изречение?( слайд). Прочитайте ,пожалуйста.

( Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю) Вот оно это приспособление ( показывает на слайде) и называется оно рычаг.

         Как же он устроен?  Как работает? И можно ли с его помощью  поднять груз, который обычный человек поднять не в состоянии? Вот это мы сегодня постараемся выяснить. Тема нашего урока «Рычаг. Равновесие сил на рычаге»( слайд).Запишите ее в рабочие листы.

          Перед вами на столах учебные рычаги. Давайте выясним, что собой представляет рычаг. Потрогайте его, повращайте, выделите основные признаки и свойства. Если затрудняетесь, воспользуйтесь планом в рабочих листах. А теперь попробуйте дать определение рычага.( Дети: рычаг- это твердое тело, которое может вращаться  вокруг  неподвижной оси). Проверьте правильно ли вы его  сформулировали , найдите определение рычага в учебнике на стр 137, нижний абзац. ( дети читают определение, на доске слайд).  

    В  физике рычаги обозначаются с помощью схем( слайд), каждый элемент схемы имеет свое обозначение.

1)Найдите  и назовите точку опоры рычага. ( Дети: точка О). Обозначьте ее на своих схемах.

2) Назовите силы, приложенные к концам рычага . ( Силы  Fи F2 ).

3) Назовите точку приложения силы F₁ ( Точка А)

4) Назовите точку приложения силы F₂ ( Точка В)

5) Что осталось?( Расстояния ОА и ОВ).  Найдите определение этой части рычага в учебниках, стр138, второй абзац снизу. ( Кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется плечом силы)

6) Укажите плечо силы F₁,( ОА) обозначим его l₁.

7) Плечо силы  F₂?(ОВ) Обозначим его l₂.
 Какое действие оказывают на рычаг силы? ( вращают его в двух направлениях)

Ребята, вы теперь знаете основные признаки и свойства  рычагов, попробуйте найти среди предметов, лежащих на этом столе те, которые являются рычагами. Почему вы так думаете? Докажите!( дети называют ножницы, весы)

         А это что за предмет?( коромысло).  Является ли оно рычагом?( Нет, у него нет точки опоры).  А так?( учитель кладет коромысло на плечо).  Для чего его используют? ( С помощью коромысла носили воду). Кто желает пронести ведра с водой на коромысле?( ученик выходит к столу).  Где точка опоры этого рычага?

( Плечо).Сравните плечи коромысла.( Они равны). Сравните силы, действующие на рычаг и ответьте на вопрос: при каком условии можно носить воду коромыслом?

(  Если силы  будут равны). Для чего служит этот рычаг?( Для уравновешивания сил)

          А что будет, если я добавлю воду в одно ведро? Что ты чувствуешь? Удобно тебе?. ( Нет) Почему? Что произошло с  силой?( Сила  тяжести стала больше, коромысло перевешивает, нести воду неудобно).

          Давайте сымитируем эту ситуацию на учебных рычагах. Подвесьте к  левому  плечу  рычага два груза, к правому – один. И попробуйте, не изменяя сил, уравновесить рычаг. Кто догадался, как это сделать?( Нужно плечи уравнять). Чему равны силы, действующие на рычаг?( 2Н и 1Н) Кто помнит, как их определить?( по формуле F= mg).  Найдите отношение  ( Отношение сил равно 2). А теперь измерьте плечи рычага, для этого у вас есть линейки. Найдите отношение .

(  Отношение плеч равно 2).  Сравните их(Они равны). Правые части этих равенств равны, что это означает? ( Ллевые части тоже будут равны). Какую зависимость мы получили? ( Обратная пропорциональность). В чем проявляется обратная зависимость? ( Чем больше плечо, тем сила меньше и наоборот).  Опираясь на полученную формулу , сформулируйте правило равновесия рычага (Рычаг находится в равновесии, если отношение сил равно обратному отношению плеч).  Проверим себя, стр 139, найдите это правило.  

          А как действует это  правило в жизни. Решим задачу. Но задача будет необычная, мы сейчас ее вместе с вами разыграем. Я прошу выйти сюда 3 самых смелых ребят.( теоретик и практики). Я предлагаю вам покататься на качелях. Но вначале давайте взвесимся.  ( дети взвешиваются на напольных весах). Ваши  массы будут данными для нашей задачи. Теперь садитесь на края качелей. Удобно кататься?

( Нет)Почему? ( Саша перевешивает). А что надо сделать, чтобы кататься было удобно?( Саше подвинуться вперед).  На какое расстояние нужно подвинуться Саше?. Давайте его  рассчитаем. Что для этого еще надо знать? Посмотрите на условие равновесия рычага ( Надо знать  длину плеч  рычага). Измерим их с помощью рулетки.  ( решаем задачу)

Ребята,  какое еще применение у рычага?(  Можно меньшей силой преодолеть большую).  И теперь и кататься удобно, и  Оксана может легко поднять Сашу вверх.

          А можно ли с помощью рычага сдвинуть Землю, как утверждал Архимед?

 Теоретически да.

Вообразим на мгновение, что Архимеду дана та «другая Земля», та точка опоры, которую он искал; вообразим далее, что он изготовил рычаг нужной длины. Масса Земли известна:  6 000 000 000 000 000 000 000 тонн. Если человек может непосредственно поднять только 60 кг, то, чтобы «поднять Землю», ему понадобится приложить свои руки к длинному плечу рычага, которое больше короткого в 100 000 000 000 000 000 000 000 раз! Конечно, это не реально.
          А вот поднять шляпы весом в два слона это более реально. Я предлагаю вам сделать это, используя рычаг, изготовленный из подручных материалов, как это могли бы сделать островитяне. Разделимся на группы. Перед вами все необходимое : каменные грозные истуканы, камни и дощечки разных размеров. Выберите все необходимое для решения этой задачи. Кто первый догадается,  как это сделать? Поделитесь своей догадкой. ( дети защищают свой способ решения данной проблемы)

         Ребята, мы попытались с вами разгадать загадку острова Пасхи.  На самом деле существует много гипотез по этому поводу. Но наша версия имеет тоже право на существование, в чем мы только что убедились. Считают, что кроме рычагов использовали блоки, наклонную плоскость.  Все это устройства называются простыми механизмами. В переводе с греческого «механический» означает хитроумный. Простые механизмы - простые хитроумности. Они окружают нас повсюду, помогают нам справляться с физическими нагрузками.  (слайды)                                     А мы об этом даже не подозреваем .  

      Как работают эти устройства, вы узнаете на следующих уроках.  Дома  выберите три любых устройства  с картинок, которые я вам раздам,  и попробуйте  доказать, что  это  действительно  рычаги.

   Я благодарю вас за работу. Урок окончен.

 

                 Учитель физики Дырова Ольга Михайловна

 

 

Урок информатики в 10 классе.

«ОСНОВЫ ЛОГИКИ»

Цель :

- Сформировать у учащихся общее представление о сферах применения алгебры логики, как в области программирования, так и в области построения функциональных схем устройства ПК.

Задачи:

1.     Научить школьников представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности, упрощать логические формулы на основе законов логики.

2.     Научить строить логические схемы из основных логических элементов  по формулам логических выражений.

3.     Познакомить учащихся с вопросом алгебры логики при разработке релейно-контактных схем ПК.

Основные этапы урока.

I.                   Организация начала урока . Подготовка к активной учебно – педагогической деятельности на основном этапе урока.

II.                1). Усвоение новых знаний.

2). Первичная самопроверка понимания учащимися нового учебного материала.

Закрепление знаний.

3). Обобщение и систематизация знаний.

4). Контроль и самопроверка знаний. Информация о домашнем задании.

Инструктаж по его выполнению.

III.             Подведение итогов урока.

 

I . Организация начала урока.

        Предлагаю вам увлекательное путешествие в мир логики, которое поможет понять мыслительные процессы человека. Человек в течении всей своей жизни познает окружающий мир , т.е. получает и обрабатывает информацию. Процессы мышления – это процессы обработки информации. Но информацию получает и обрабатывает так же компьютер. Компьютеры увеличивают возможности человека по обработки информации. Они делают то, что дополняет возможности человека. Что, разве компьютер тоже умеет мыслить? Но мыслительная деятельность присуща только человеку! Или машину можно этому научить? Давайте постараемся с вами ответить на эти вопросы .в ходе изучения темы.

II. 1. « Формальная логика».

1)    Усвоение новых знаний.

Логика – наука древняя. Её основоположником считают древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322гг. до н.э.) Он пытался найти ответ на вопрос «как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Давайте проанализируем категорию человеческого мышления , его формы-понятия, суждение, умозаключение, и рассмотрим их со стороны строения и структуры, то есть с формальной стороны. Формальная логика- наука пытавшаяся найти ответ на вопрос, как мы рассуждаем, изучающая логические операции и правила мышления.

Логика – это наука о формах и способах мышления.

Понятие выделяет существенные признаки объекта , которые отличают его от других объектов. ( Например, понятие «компьютер» объединяет множество электронных устройств, которые предназначены для обработки информации, в числе которых монитор и клавиатура.)

Понятие- это форма мышления, фиксирующая основные , существенные признаки объекта.

Свое понимание окружающего мира человек формулирует  в форме высказываний ( суждений, утверждений). Высказывание строится на основе понятий  и по форме является повествовательным предложением.

Например, высказывание на естественном языке имеет вид « Два умножить на два равно четырем», а на формальном, математическом языке оно записывается « 2х2=4».

Об объектах можно судить верно или неверно, т.е. высказывание может быть истинным или ложным.

Пример истинного высказывания: « Процессор является устройством обработки информации».

Ложным высказывание будет при утверждении: « Процессор является устройством печати»

Высказывание – это форма мышления , в которой что-либо утверждается или отрицается в реальных предметах, их свойствах и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинно, либо ложно.

Высказывание не может быть выражено повелительным или вопросительным предложением, т.к.  оценка их истинности или ложности невозможна.

На основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания. Например,. высказывание « Процессор является устройством обработки информации и принтер является устройством печати» является составным.

 

 Умозаключение позволяет на основе известных фактов, выраженных в форме суждений , получать заключение , т.е. новое знание.

Например, если мы имеем суждение «Все углы треугольника равны», то мы можем путем умозаключения доказать, что в этом случае справедливо суждение «Этот треугольник равносторонний».

  Умозаключение – это форма мышления. С помощью которой из одного или нескольких суждений может быть получено новое суждение.

           Человеческий разум может постигнуть истину, если будет исходить из достоверных положений, сводить сложные идеи к простым, переходить  от известного и доказанного к неизвестному, избегая каких-либо пропусков в логических звеньях исследований.

2. « Математическая логика. Алгебра логики».

1. Продолжение развития логики начинается с появления математической , или символической, логики. Основоположником математической  логики считают великого немецкого ученого математика и философа Голфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716гг). Для логических построений была создана особая алгебра –алгебра логики, где простые высказывания заменены символами, действиями со знаками. Она изучает логические исчисления: арифметические и буквенно- алгебраические; и соответствующие правила выполнения логических операций.

    В алгебре высказываний обозначаются именами логических переменных, которые могут принимать лишь два значения «истина» (1) и «ложь» (0)

  Для образования новых высказываний можно производить определенные логические операции, в результате которых получаются новые, составные высказывания.

Для образования новых высказываний наиболее часто используются базовые логические операции, выражаемые с помощью связок «и». «или», «не».

1.     Логическое умножение( конъюнкция).

Объединение двух( или нескольких) высказываний в одно с помощью союза «и» называется операцией логического умножения.

 

Таблица истинности функции логического умножения.

А

В

F=A&B

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

Составное высказывание , образованное в результате операции логического умножения, истинно тогда и только тогда, когда истины входящие в него простые высказывания

Задание.

Определить истинность составного высказывания.

1). «2*2=5 и 3*3=10»

2). «2*2=5 и 3*3=9»

3). «2*2=4 и 3*3=10»

4). «2*2=4 и 3*3=9»

2.     Логическое сложение ( дизъюнкция).

Объединение двух ( или нескольких) высказываний с помощью союза «или»  называется операцией логического сложения или дизъюнкцией.

Таблица истинности логического сложения.

А

В

F=AvB

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1

Составное высказывание , образованное в результате операции логического сложения, истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых  высказываний.

Определить истинность составного высказывания.

1). «2*2=5 или 3*3=10»

2). «2*2=5 или 3*3=9»

3). «2*2=4 или 3*3=10»

4). «2*2=4 или  3*3=9»

3.     Логическое отрицание ( инверсия) .

Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией.

Таблица истинности функции логического отрицания.

А

F=Аֿ

0

1

1

0

Логическое отрицание делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное- истинным.

Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи  и отношения объектов окружающего мира. Логика позволяет строить формальные модели мира, отвлекаясь  от содержательной стороны. Достоверную ( истинную) модель можно проверить исходя лишь из достоверных положений, переходить от известного и доказанного к неизвестному, руководствуясь только законами логики.

III. Мы с вами познакомились с особенностями человеческого мышления и с законами логики.

          В 1938 году выдающийся американский математик  и инженер Клод Шеннон обнаружил, что алгебра логики приложима к любым переменным, которые могут принимать только два значения..

Например , к состоянию контактов: включено (1)- выключено(0), или напряжению ( или току) : есть (1) – нет(0), которыми представляется информация в ЭВМ. Давайте выясним  и ответим на проблемный вопрос

- «Может ли компьютер логически мыслить?»

( Разобрать решение задачи с логическими переменными в Excel)/

Задание.

1.     Основные логические схемы компьютера изобразить в тетради.

2.     Записать вывод.

 

                                             Учитель информатики Буланова Т.Ю.

 

 

 

 

 






 

Конструктор сайтов - uCoz